Цветовая схема: Размер шрифта: А А А

Положение о библиотеке

ПОЛОЖЕНИЕ О ШКОЛЬНОЙ БИБЛИОТЕКЕ 

полож о библ

1. Общие положения

1.1. Библиотека является структурным подразделением муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения «Обоянская средняя общеобразовательная школа №2» (далее – Школа), участвующим в учебно-воспитательном процессе в целях обеспечения права участников образовательного процесса на бесплатное пользование библиотечно-информационными ресурсами.

1.2. Библиотека руководствуется в своей деятельности федеральными законами, указами и распоряжениями Президента Российской Федерации, постановлениями и распоряжениями Правительства Российской Федерации и исполнительных органов субъектов Российской Федерации, решениями органов управления образованием, настоящим Положением о библиотеке.

1.3. Деятельность библиотеки основывается на принципах демократии, гуманизма, общедоступности, приоритета общечеловеческих ценностей, гражданственности, свободного развития личности.

1.4. Порядок пользования источниками информации, перечень основных услуг и условия их предоставления определяются Положением о библиотеке Школы и Правилами пользования библиотекой, утвержденными директором Школы.

1.5. Школа несет ответственность за доступность и качество библиотечно-информационного обслуживания.

1.6. Организация обслуживания участников образовательного процесса производится в соответствии с правилами техники безопасности, противопожарными, санитарно-гигиеническими требованиями.

2. Основные задачи и функции библиотеки

2.1.Основными задачами библиотеки являются:

а) обеспечение участникам образовательного процесса - обучающимся, педагогическим работникам, родителям (законным представителям) обучающихся (далее - пользователям) - доступа к информации, знаниям, идеям, культурным ценностям посредством использования библиотечно-информационных ресурсов Школы на различных носителях: бумажном (книжный фонд, фонд периодических изданий); цифровом (CD-диски); коммуникативном (компьютерные сети); 

б) воспитание культурного и гражданского самосознания, помощь в социализации обучающихся, развитии их творческого потенциала; 

в) формирование у обучающихся навыков независимого библиотечного пользователя: обучение поиску, отбору и критической оценке информации; 

г) совершенствование предоставляемых библиотекой услуг на основе внедрения новых информационных технологий и компьютеризации библиотечно-информационных процессов, формирование комфортной библиотечной среды. 

2.2.  Функции библиотеки: 

а) формирует фонд библиотечно-информационных ресурсов Школы: 

- комплектует фонд учебными, художественными, научными, справочными, педагогическими и научно-популярными документами на традиционных и нетрадиционных носителях информации; 

- пополняет фонд информационными ресурсами сети Интернет; 

-  осуществляет размещение, организацию и сохранность документов; 

б) создает информационную продукцию: 

- осуществляет аналитико-синтетическую переработку информации; 

- организует и ведет справочно-библиографический аппарат: каталоги (алфавитный, систематический), картотеки (систематическую картотеку статей, тематические картотеки), электронный каталог; 

- разрабатывает рекомендательные библиографические пособия (списки, обзоры, указатели и т.п.); 

- обеспечивает информирование пользователей об информационной продукции; 

в) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание обучающихся: 

- предоставляет информационные ресурсы на различных носителях на основе изучения их интересов и информационных потребностей; 

- создает условия для реализации самостоятельности в обучении, познавательной, творческой деятельности с опорой на коммуникацию; способствует развитию навыков самообучения; 

- организует обучение навыкам независимого библиотечного пользователя и потребителя информации, содействует интеграции комплекса знаний, умений и навыков работы с книгой и информацией; 

- оказывает информационную поддержку в решении задач, возникающих в процессе их учебной, самообразовательной и досуговой деятельности; 

- организует массовые мероприятия, ориентированные на развитие общей и читательской культуры личности, содействует развитию критического мышления; 

- содействует членам педагогического коллектива и администрации Школы в организации образовательного процесса и досуга обучающихся; 

- руководит воспитательной работой с книгой в группах продленного дня, в классах компенсирующего обучения, в специальных (коррекционных) классах 7 вида; 

г) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание педагогических работников: 

- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы, связанные с обучением, воспитанием и здоровьем детей; 

- выявляет информационные потребности и удовлетворяет запросы в области педагогических инноваций и новых технологий; 

- содействует повышению профессиональной компетенции и квалификации; 

- создает банк педагогической информации как основы единой информационной службы Школы, осуществляет накопление, систематизацию информации по предметам, разделам и темам; 

- организует доступ к банку педагогической информации на любых носителях; просмотр электронных версий педагогических изданий; 

- осуществляет текущее информирование (дни информации, обзоры новых поступлений и публикаций), информирование администрации Школы по вопросам управления образовательным процессом; 

-поддерживает деятельность педагогических работников в области создания информационных продуктов (документов, баз данных, Web-страниц и т.п.); 

- способствует проведению занятий по формированию информационной культуры; 

д) осуществляет дифференцированное библиотечно-информационное обслуживание родителей (законных представителей) обучающихся: 

- удовлетворяет запросы пользователей и информирует о новых поступлениях в библиотеку; 

- консультирует по вопросам организации семейного чтения, знакомит с информацией по воспитанию детей; 

- консультирует по вопросам учебных изданий для обучающихся. 

3. Организация деятельности библиотеки

3.1. Структура библиотеки, помимо традиционных отделов (абонемент, читальный зал), может включать отделы учебников, информационно-библиографической работы и др. 

3.2. Библиотечно-информационное обслуживание осуществляется на основе библиотечно-информационных ресурсов в соответствии учебно-воспитательным планом Школы, образовательной программой Школы и планом работы библиотеки. 

3.3. В целях обеспечения модернизации библиотеки в условиях информатизации образования и в пределах средств, выделяемых Учредителем, школа обеспечивает библиотеку: 

- финансированием комплектования библиотечно-информационных ресурсов; 

- необходимыми служебными и производственными помещениями в соответствии со структурой библиотеки и в соответствии с положениями СанПиН; 

- компьютером, МФУ, необходимыми программными продуктами; 

- ремонтом и сервисным обслуживанием техники и оборудования библиотеки; 

- библиотечной техникой и канцелярскими принадлежностями. 

3.4. Школа создает условия для сохранности аппаратуры, оборудования и имущества библиотеки. 

3.5. Ответственность за систематичность и качество комплектования основного фонда библиотеки, комплектование учебного фонда в соответствии с федеральными перечнями учебников и учебно-методических изданий, создание необходимых условий для деятельности библиотеки несет директор Школы. 

3.6.  Режим работы библиотеки определяется заведующим библиотекой в соответствии с правилами внутреннего распорядка школы. При определении режима работы библиотеки предусматривается выделение не менее одного раза в месяц санитарного дня, в который обслуживание пользователей не производится. 

3.7. В целях обеспечения рационального использования информационных ресурсов в работе с детьми и юношеством библиотека Школы взаимодействует с библиотеками Обоянского района. 

5. Управление. Штаты

5.1. Управление библиотекой осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации, субъектов Российской Федерации. 

5.2. Общее руководство деятельностью библиотеки осуществляет директор Школы. 

5.3. Руководство библиотекой осуществляет заведующий библиотекой, который несет ответственность в пределах своей компетенции перед директором Школы, обучающимися, их родителями (законными представителями) за организацию и результаты деятельности библиотеки в соответствии с функциональными обязанностями, предусмотренными квалификационными требованиями, трудовым договором. 

5.4. Заведующий библиотекой  назначается директором Школы, входит в состав педагогического совета Школы. 

5.5. Заведующий библиотекой разрабатывает и предоставляет директору Школы на утверждение следующие документы: 

а) Положение о библиотеке, Правила пользования библиотекой; 

б) планово-отчетную документацию. 

5.5. Трудовые отношения работников библиотеки и Школы регулируются трудовым договором, условия которого не должны противоречить законодательству Российской Федерации о труде. 

6. Права и обязанности библиотеки 

6.1. Работники библиотеки имеют право: 

а) самостоятельно выбирать формы, средства и методы библиотечно-информационного обслуживания образовательного и воспитательного процессов в соответствии с целями и задачами, указанными в уставе Школы и Положении о библиотеке Школы; 

б) проводить в установленном порядке занятия, кружки библиотечно-библиографических знаний и информационной культуры; 

в) определять источники комплектования информационных ресурсов; 

г) изымать и реализовывать документы из фондов в соответствии с инструкцией по учету библиотечного фонда; 

д) определять в соответствии с Правилами пользования библиотекой Школы, утвержденными директором Школы, виды и размеры компенсации ущерба, нанесенного пользователями библиотеке; 

з) иметь ежегодный отпуск 28 календарных дней и дополнительный оплачиваемый отпуск в соответствии с коллективным договором между работниками и руководством общеобразовательного учреждения или иными локальными нормативными актами; 

и) быть представленными к различным формам поощрения, наградам и знакам отличия, предусмотренным для работников образования и культуры; 

6.2. Работники библиотеки обязаны: 

а) обеспечить пользователям возможность работы с информационными ресурсами библиотеки; 

б) информировать пользователей о видах предоставляемых библиотекой услуг; 

в) обеспечить научную организацию фондов и каталогов; 

г) формировать фонды в соответствии с утвержденными федеральными перечнями учебных изданий, образовательными программами Школы, интересами, потребностями и запросами всех категорий пользователей; 

д) совершенствовать информационно-библиографическое и библиотечное обслуживание пользователей; 

е) обеспечивать сохранность использования носителей информации, их систематизацию, размещение и хранение; 

ж) обеспечивать режим работы в соответствии с потребностями пользователей и правилами внутреннего распорядка Школы; 

з) отчитываться в установленном порядке перед директором Школы; 

и) повышать квалификацию. 

7. Права и обязанности пользователей библиотеки 

7.1. Пользователи библиотеки имеют право: 

а) получать полную информацию о составе библиотечного фонда, информационных ресурсах и предоставляемых библиотекой услугах; 

б) пользоваться справочно-библиографическим аппаратом библиотеки; 

в) получать консультационную помощь в поиске и выборе источников информации; 

г) получать во временное пользование на абонементе печатные издания, аудиовизуальные документы и другие источники информации; 

д) продлевать срок пользования документами; 

е) получать тематические, фактографические, уточняющие и библиографические справки на основе фонда библиотеки; 

з) участвовать в мероприятиях, проводимых библиотекой; 

к) обращаться для разрешения конфликтной ситуации к директору школы. 

7.2. Пользователи библиотеки обязаны: 

а) соблюдать правила пользования библиотекой; 

б) бережно относиться к произведениям печати (не вырывать, не загибать страниц, не делать в книгах подчеркиваний, пометок), иным документам на различных носителях, оборудованию, инвентарю; 

в) поддерживать порядок расстановки документов в открытом доступе библиотеки, расположения карточек в каталогах и картотеках; 

г) пользоваться ценными и справочными документами только в помещении библиотеки; 

д) убедиться при получении документов в отсутствии дефектов, а при обнаружении проинформировать об этом работника библиотеки. Ответственность за обнаруженные дефекты в сдаваемых документах несет последний пользователь; 

е) расписываться в читательском формуляре за каждый полученный документ; 

ж) возвращать документы в библиотеку в установленные сроки; 

з) заменять документы библиотеки в случае их утраты или порчи равноценными либо компенсировать ущерб в размере, установленном правилами пользования библиотекой; 

и) полностью рассчитаться с библиотекой по истечении срока обучения или работы в Школе.